Раздел 2. Проблемы развития кадрового потенциала науки

В современной научной среде России за последние 20 лет образовался целый ряд насущных проблем развития кадрового потенциала науки и обеспечения преемственности знаний. Самыми актуальными из них сегодня являются:

Недостаток молодых ученых в научных организациях.

Значительный рост числа аспирантов во многих федеральных округах и стране в целом, в основном, за счет расширения аспирантуры в вузах, практически не влияет на приток в науку специалистов с учеными степенями, что свидетельствует о низкой эффективности системы подготовки научных кадров. Одновременно, численность молодых ученых в научных организациях (в возрасте до 30 лет) значительно ниже численности аспирантов, закончивших с защитой диссертации, а число аспирантов, ежегодно оканчивающих в срок аспирантуру с защитой диссертации, примерно в 2 раза выше числа молодых исследователей кандидатов и докторов наук, работающих в научных организациях.

Читать далее

Подсказка:

  1. Опишите ваши предложения по вопросам, указанным ниже (для этого нажмите интересующий вас вопрос).
  2. Оцените предложения других участников (нажмите кнопку "Подробнее" у интересующего вас предложения).
  3. Оставьте ваши комментарии к описанным предложениям (нажмите кнопку "Подробнее", затем "Комментировать")
Какие из приведенных проблем являются наиболее актуальными для академического сектора науки?
С какими еще проблемами сталкивается академический сектор науки?
Является ли значимой проблема слабой ротации научных кадров в организациях? Почему?
Как стать исследователем: почему все меньше молодых людей видят себя в науке?
15.05.2015 в 19:56
Низкая производительность труда исследователя.
На мой взгляд, материальный аспект в этом вопросе важен, но не является решающим. Гораздо важнее формировать "моду на науку" в молодежной среде: инициировать, модерировать и задавать тренды на исследовательскую (изобретательскую) деятельность, формировать сообщества молодых ученых, которые будут создавать позитивную среду для притока новых кадров, и разви...
Приток компетентных кадров в академический сектор науки - ключевой проблемный вопрос, лежащий в основе кадрового кризиса. И проблема здесь не только в профессиональной компетентности молодых ученых, но и в управленческой, которая напрямую зависит от различных аспектов мотивации. Это очень сложный процесс, которым, тем не менее, можно и нужно управлять.
08.05.2015 в 22:59
Почему все меньше молодых видят себя в науке: причина проблем в РАН только одна из.
Есть и иные причины и они не менее значимы.
Во-первых, это в советское время наука была почти единственной отдушиной, где интеллектуально развитому человеку было хорошо. Теперь таким людям интересно много где. Это и высокотехнологичный бизнес, и он есть почти в каждой ...
Рейтинг:
-3,82
08.05.2015 в 22:42
Значима ли проблема ротации: смотря КОГО и КАК. Ротация управляющего персонала значима и нужна в любом смысле.
С научным же сложнее. Я вижу два смысла, которые можно вкладывать в ротацию. Один из них - тот, который внедряли в РАН в последние несколько лет. То есть регулярное увольнение и замена новыми людьми. Для ученых нет ничего вреднее этого, потому ч...
08.05.2015 в 22:22
Проблемы недостатка молодых, низкой производительности и низкой мобильности являются актуальными, а высокий средний возраст и сокращение численности - нет. Дело в том, что нынешняя наука настолько сложна, что даже просто учиться своей области можно несколько десятилетий. Поэтому совершенно естественно, что учеными высокого класса становятся все позже и п...
Одной из важнейших современных проблем академического сектора науки является чрезвычайный уровень бюрократического давления на научные организации, который существенно вырос с началом реформы академического сектора науки. Ученые секретари научных организаций получают огромный вал писем и инструкций от ФАНО, которые часто противоречат друг другу. У ФАНО во...
Потому что государство не обеспечивает достойный уровень оплаты труда научных работников. Престиж профессии ученого можно поднять сравнительно быстро - за 5-7 лет, повысив уровень оплаты труда научных работников, предоставив им социальные льготы и сформировав специализированную социальную инфраструктуру, обеспечив молодых ученых жильем. Прямой аналогией з...
Рейтинг:
+1,67
Низкая производительность труда в науке в целом - основная проблема. Причём вклад РАН в науку в РФ остаётся наивысшим (если судить по количеству публикаций) по сравнению с вкладм других организаций и учреждений.

Отсутствие нормальных условий для работы - политические пертурбации в РАН, неопределённость будущего как академии, так и конкретных учёных, от...
Рейтинг:
+3,84
Мобильность руководителей не является проблемой вообще. Если человек успешно выполняет свои функции, какая разница 10 или 20 лет он это делает. Так, можно и до президента России дойти. Но вот если руководитель не эффективен или не устраивает коллектив, то должен быть механизм, как этот вопрос решать, независимо от возраста и продолжительности управления.
Рейтинг:
+7,44
29.04.2015 в 17:46
Основной проблемой науки является не отсутствие профессиональных менеджеров, а общее падения качества научных исследований. В первую очередь нужно подумать о привлечении перспективных молодых людей, которые сами в процессе работы решат, нужно ли проводить исследования в одиночку или настал момент формирования лаборатории. При адекватной системе оценки эф...
нужны перспективы на будущее. Ничего плохого нет в уходе молодежи из науки, если подготовленные кадры попадают в бизнес, производство. Нужно поддержать ученых среднего возраста чтобы молодежь видела свое будущее не таким мрачным и нужно осознанно готовить часть молодых ученых к уходу из академической науки в частный сектор, прикладную науку и т.д.
(напри...
Рейтинг:
+7,44
да, это самая важная проблема. Даже слабый исследователь способен быть носителем знаний и опыта всей научной школы в которой он рос и развивался. В другой среде такой исследователь способен генерировать новые идеи на стуке научных дисциплин и т.д. Ротация кадров повышает моральную плотность, роль репутации, конкурентность среды и конкурентность администра...
Ответ на вопрос "как стать исследователем?" прост - учиться. А вопрос "Почему все меньше людей видят в себя в науке?" связан с первым лишь частично, то есть молодежь не видит себя в науке не только потому, что не хочет учиться. Все дело в том, что не понятна перспектива. А на фоне реформ, за последствия которых, как обычно бывает, никто не ответит, она с...
Рейтинг:
+3,84
Система оценки эффективности научной деятельности в корне ошибочна, она не дает возможности реализоваться молодежи.
Рейтинг:
-0,29