Раздел 2. Проблемы развития кадрового потенциала науки

В современной научной среде России за последние 20 лет образовался целый ряд насущных проблем развития кадрового потенциала науки и обеспечения преемственности знаний. Самыми актуальными из них сегодня являются:

Недостаток молодых ученых в научных организациях.

Значительный рост числа аспирантов во многих федеральных округах и стране в целом, в основном, за счет расширения аспирантуры в вузах, практически не влияет на приток в науку специалистов с учеными степенями, что свидетельствует о низкой эффективности системы подготовки научных кадров. Одновременно, численность молодых ученых в научных организациях (в возрасте до 30 лет) значительно ниже численности аспирантов, закончивших с защитой диссертации, а число аспирантов, ежегодно оканчивающих в срок аспирантуру с защитой диссертации, примерно в 2 раза выше числа молодых исследователей кандидатов и докторов наук, работающих в научных организациях.

Читать далее

Подсказка:

  1. Опишите ваши предложения по вопросам, указанным ниже (для этого нажмите интересующий вас вопрос).
  2. Оцените предложения других участников (нажмите кнопку "Подробнее" у интересующего вас предложения).
  3. Оставьте ваши комментарии к описанным предложениям (нажмите кнопку "Подробнее", затем "Комментировать")
Какие из приведенных проблем являются наиболее актуальными для академического сектора науки?
С какими еще проблемами сталкивается академический сектор науки?
Является ли значимой проблема слабой ротации научных кадров в организациях? Почему?
Как стать исследователем: почему все меньше молодых людей видят себя в науке?
Наука ассоциируется с низким уровнем доходов, а материальные критерии являются одним из основных факторов выбора сферы деятельности, особенно для молодежи.
Рейтинг:
+17,85
27.04.2015 в 10:40
Невозможно жить в Москве, получая оклад в 15 тысяч рублей младшим научным сотрудником и отдавая все эти деньги за место в общежитии или в комнате. Автоматом надо где-то еще подрабатывать. Гранты РФФИ никогда не решали эту проблему, поскольку обеспечивали реактивами и оборудованием лаборатории. Какая может быть прибавка к зарплате, если с гранта в 450 тыся...
Рейтинг:
+13,00
Низкая производительность труда исследователей связана как с недостаточной мотивацией (низкая зарплата, бюрократический стиль научного руководства и униженное положение научных сотрудников в институтской иерархии,отсутствие связи между тематиками исследований разных лабораторий внутри института, мелкотемье (оборотная статья грантового финансирования!), от...
Рейтинг:
+12,29
Ротация кадров в научных организаций - сложный процесс, предопределяемый миссией учёного, выбравшего своей профессией служение науке, кардинальных решений в некоторых областях которой исследователь ожидает на протяжении всей жизни. Поэтому характеристика данного процесса как "слабая" ("медленная ?") не может быть основанием для формулирования проблемы рот...
Рейтинг:
+11,92
22.04.2015 в 12:22
Потому что наука нашей стране не нужна. Заниматься наукой не престижно. Оскорбительно низкие зарплаты, невозможность нормально содержать семью. Государство явно этим говорит учёным "вы здесь не нужны". Молодые люди это отлично понимают.
Рейтинг:
+11,21
Нужен еще один раздел в проект - "Механизмы, стимулы и инструменты вовлечения (и "удержания") квалифицированных кадров в кадровый резерв научных организаций" Статистика неумолима. Каждый год количество молодых исследователей неуклонно уменьшается, при этом судя по всему еще и ухудшается качество прибывающих кадров. Мы сколь угодно долго можем заниматься ...
Рейтинг:
+10,94
22.04.2015 в 12:15
Главная проблема - оскорбительно маленькие зарплаты, из-за этого аспиранты и не идут в науку. Невозможно прокормить молодую семью - молодёжь либо уходит в бизнес, либо уезжает за рубеж
Рейтинг:
+8,63
Во первых, быть ученым - это трудно! Не каждый может стать научным исследователем!
Во-вторых, небольшие зарплаты. Либо ты занимаешься наукой, либо зарабатываешь хорошие деньги! Это было испокон веков! В наше время все приоритеты (и личностные и социальные) направлены на финансовое благополучие. Молодежь изначально настраивает себя на "денежную среду".
Рейтинг:
+7,86
Наиболее актуальной для академического сектора науки является проблема низкой мобильности лиц, занимающих должности руководителей научных организаций и входящих в их состав научных подразделений.
Рейтинг:
+7,77
Нет, не является. Занятие наукой, в отличие от конкретной управленческой деятельности, не является временным выбором, а представляет профессию, выбираемую как правило на всю жизнь. Поэтому работающие в инстиутах ученые не склонны увольняться до окончания карьеры (если это не связано просто со сменой организации, в которой осуществляется их работа). То, чт...
Рейтинг:
+7,73
нужны перспективы на будущее. Ничего плохого нет в уходе молодежи из науки, если подготовленные кадры попадают в бизнес, производство. Нужно поддержать ученых среднего возраста чтобы молодежь видела свое будущее не таким мрачным и нужно осознанно готовить часть молодых ученых к уходу из академической науки в частный сектор, прикладную науку и т.д.
(напри...
Рейтинг:
+7,44
Мобильность руководителей не является проблемой вообще. Если человек успешно выполняет свои функции, какая разница 10 или 20 лет он это делает. Так, можно и до президента России дойти. Но вот если руководитель не эффективен или не устраивает коллектив, то должен быть механизм, как этот вопрос решать, независимо от возраста и продолжительности управления.
Рейтинг:
+7,44
22.04.2015 в 12:18
Нет. Сначала дайте работать, обеспечьте финансово, а после этого ротируйте, если работа неэффективна. А так по басне - "а вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь"
Рейтинг:
+7,02
Проблема заключается в высоком числе учреждений (преимущественно ВУЗов), имеющих право на организацию аспирантуры и имеющих свои диссертационные советы, но при этом не имеющих реальной научной базы, сопоставимой по уровню с ведущими ВУЗами и институтами РАН, а тем более с университетами стран-лидеров (США, Япония, Германия, Франция и т.д.)
Считаю критич...
Рейтинг:
+6,45
Исследователями становятся в детстве и юности когда человек формируется. "Назначить" исследователем уже сформировавшегося взрослого человека невозможно - получится лишь имитация, в лучшем случае - толковый исполнитель типа лаборанта, но с непомерными амбициями. Исследователей нужно воспитывать с детства - им необходима любознательность и смелость, ум же ...
Рейтинг:
+6,22